Сегодня вторник
13.11.2018

Искусственные каналы Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург стоит на островах, разделённых большими и малыми реками. Но градостроителям со времён основания города казалось недостаточным наличие только естественных водных путей. Пора посмотреть, когда и зачем прорыли ныне существующие каналы и чьи имена они носят.

1. Обводный канал
Это самый крупный канал города — его длина составляет чуть больше 8 километров, а ширина достигает 42 метров. Пролегает от Невы в районе Александро-Невской лавры до реки Екатерингофки. Изначально Обводный канал строился как судоходный, по нему подвозили сырьё и увозили готовую продукцию с близлежащих фабрик и заводов. Впоследствии канал обмелел, и сейчас по нему могут пройти разве что небольшие катера и лодки.

2. Канал Грибоедова
Второй по величине канал города длиной 5 километров и шириной до 32 метров. Начинается от реки Мойки рядом с Марсовым полем и заканчивается в Фонтанке у Мало-Калинкина моста. До 1923 года именовался Екатерининским в честь Екатерины II, во времена которой был расширен, углублён и обустроен. Грибоедовым же назван в честь выдающегося инженера Константина Дмитриевича Грибоедова. К началу XX века канал был в настолько ужасающем антисанитарном состоянии, что Городская дума планировала его засыпать. Однако Грибоедов убедил правительство не только не засыпать, но и выделить деньги на очистку и обустройство канала.

3. Крюков канал
Канал прорыли вскоре после основания города для транспортных целей. Поначалу он протекал лишь от Невы до Мойки, позже его удлинили до Фонтанки, а часть, пролегающую под нынешней площадью Труда, убрали в трубу. Назван Крюковым ещё в 1738 году, но отнюдь не из-за извилистости, а в честь подрядчика, строившего этот канал, — Семёна Крюкова.

4. Адмиралтейский канал
Протекает от Крюкова канала до реки Мойки. Прорыли его ещё в начале XVIII века для транспортировки корабельного леса со складов Новой Голландии на верфи Адмиралтейства. Позже канал обмелел, и в 1844 году часть его от Адмиралтейства до площади Труда заключили в трубу, а на этом месте обустроили Конногвардейский бульвар. Сейчас от некогда солидного канала остался лишь отрезок от Крюкова канала до реки Мойки.

5. Лебяжья канавка
Этот канал неуважительно именуют канавкой лишь из-за малого размера. Протекает он вдоль Летнего сада от реки Мойки до Невы. А Лебяжья — из-за того, что вскоре после постройки в него переселились лебеди с близлежащих прудов.

6. Ново-Адмиралтейский канал
Это не только один из старейших, но и один из самых неизменяющихся каналов города. Прорыт ещё в начале XVIII века от слияния реки Мойки и Адмиралтейского канала до Невы, и вот уже почти 300 лет он всё такой же длины и ширины, как и был изначально.

7. Зимняя канавка
Один из самых известных и коротких каналов города. Протекает от Мойки до Невы вдоль Зимнего дворца. Первоначально именовался Старо-Дворцовым, затем Зимним каналом, пока в 1828 году не стал «канавкой». Любопытно, что включённая в оперу, но отсутствовавшая в повести «Пиковая дама» история о бедной Лизе, утопившейся в водах канавки, основана на реальных событиях. Здесь действительно совершила самоубийство на почве несчастной любви некая Юлия Перова. Пётр Ильич Чайковский, прочитав эту историю в газетах, решил включить данный сюжет и в оперу. С тех пор Эрмитажный мост через канавку получил своё второе неофициальное название — «Мостик Лизы».

8. Матисов канал
Точное появление и назначение канала неизвестно. Но, судя по сохранившимся сведениям, прорыт он как минимум лет 150 назад. Находится в нынешнем Красносельском районе, раньше проходил по оси усадьбы Демидовых, по фамилии одного из владельцев которой и назван. Сейчас протекает по территории строящегося комплекса «Балтийская жемчужина». Канал считается памятником истории и культуры, а в планах метрополитена построить станцию с одноимённым названием «Матисов канал».

9. Бумажный канал
Небольшой канал на границе Адмиралтейского и Кировского районов. Является северной границей парка «Екатерингоф». Прорыт во второй половине XVIII века для хозяйственных целей Екатерингофской бумаго-прядильной фабрики. Тогда же и получил своё название.

10. Кронверкский проток
Это канал начали рыть сразу в год основания города — в 1703-м. Проток был частью оборонительного комплекса для арсенала нового города. Канал с трёх сторон огибает Петропавловскую крепость, отделяя Кронверкский остров от Петроградского. Вытекает и впадает в Кронверкский пролив, который в свою очередь отделяет Заячий остров от Кронверкского и Петроградского.

11. Морской канал
Это, пожалуй, самый загруженный канал Санкт-Петербурга. Он проложен от устья Большой Невы до острова Котлин и предназначен для прохода судов в Большой порт. Во второй половине XIX века встала острая необходимость в реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала. Заказ-подряд на работы получил Николай Иванович Путилов — изобретатель и один из крупнейших предпринимателей России. Строительство началось в 1878 году, но уже через год финансирование было прекращено из-за интриг, и Путилов продолжал строительство на собственные средства. Однако его бизнес не выдержал таких затрат, предприниматель был разорён и в 1880 году скончался. Однако канал впоследствии достроили и активно используют по сей день.

12. Шкиперский канал
Связывает Галерную гавань с Невской губой. А построен был в 1721–1723-х годах в западной части Васильевского острова по проекту знаменитого Доменико Трезини. Название своё канал получил по находившейся здесь слободе шкиперов — капитанов судов, — которая располагалась тут с момента основания города. Сейчас на набережных канала идёт масштабная реконструкция, в ходе которой планируется превратить канал в место массового отдыха горожан.

13. Волковский канал
По сути, этот канал — искусственное русло реки Волковки, а точнее её небольшой части. Когда началась активная застройка района Купчино, возникла необходимость отвести реку от новых территорий. Так в 1960 году был прорыт канал от Купчинской улицы до улицы Фучика, по которому и потекла Волковка.

14. Дудергофский канал
Это самый «молодой» канал Петербурга. Прорыт он в 1980-х годах в связи с необходимостью отвести небольшие речки, осушить территорию между Финским заливом и Петергофским шоссе, а также для обустройства Южно-Приморского парка.